Мария Чихачева
Тема возврата товара в аптеку беспокоит как работников аптек, так и покупателей. Действительно, как быть, если купленное лекарство необходимо по тем или иным причинам вернуть? На доске информации вы всегда можете прочесть текст соответствующего закона, но юридический язык понятен далеко не всем нашим посетителям.
Основные документы, регулирующие вопрос возврата товара в аптеку :
Не подлежат возврату или обмену.
Таким образом, по закону покупатель не имеет права потребовать, чтобы ему вернули деньги за купленный в аптеке товар.
Почему же закон в отношении аптечных товаров столь непреклонен? Объяснение существует, и оно очень простое: дело в том, что все, что продают аптеки, требует особых условий хранения. До тех пор, пока товар лежит на складе или в торговом зале аптеки, организация гарантирует, что строго соблюдала эти условия: температуру, влажность, защищенность от света, некоторые особые требования и т.д. Если покупатель унес таблетки домой, аптека снимает с себя ответственность за надлежащее качество лекарства. Мы думаем, что и любому покупателю не понравится, если ему продадут лекарство, которое уже побывало у другого покупателя: ведь вред от неправильно хранящегося препарата может привести к трагическим последствиям для пациента.
Но не бывает правил без исключений. Стоит отдельно сказать, что все эти строгие правила относятся к товару НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА. Давайте поговорим о том, что эта формулировка означает на практике, потому что именно вопрос качества приобретенного товара вызывает больше всего вопросов, когда дело доходит до конфликта с аптекой. Как определить качество купленного лекарства? Почему возникают сомнения в качестве товара? В каких случаях аптека пойдет навстречу покупателю и как добиться справедливости?
В аптеке, даже самой современной и оснащенной, не предусмотрено размещение лаборатории по контролю качества. Более того, вопрос о качестве решают специально аккредитованные организации, имеющие специальную лицензию – Центры по контролю качества лекарств. Следовательно, если покупатель считает, что ему продали поддельное или некачественное лекарство, целесообразно выполнить следующие действия:
Отдельно поговорим о качестве и возвратах медицинской техники. Дело в том, что ВСЯ медтехника (только ненадлежащего, как мы помним, качества) может быть возвращена только после экспертизы, которую проводят специальные мастерские. Претензии на неполную комплектацию аптеки тоже не принимают, т.к. перед продажей обязательно проверяют прибор, в том числе и на наличие всех заявленных деталей в коробке. Поэтому покупателю стоит быть внимательным при покупке медтехники и обязательно требовать предпродажной проверки и печати в гарантийном талоне (это прописано и в законе).
Однако вернемся к любимым нашими покупателями претензиям «прибор неверно измеряет». Так вот, иногда (далеко не всегда, поверьте) у аптеки есть договоренность с фирмой-производителем о бесплатной экспертизе сомнительных приборов. Это длительная процедура, может занять месяц. Если аптека идет вам навстречу и предлагает бесплатно проверить аппарат, то его забирают, выписывают покупателю расписку и отправляют в мастерскую, откуда приходит результат. Такой процесс можно смело считать «дополнительным сервисом», аптека только добровольный посредник между вами и производителем; по закону аптека не должна принимать тонометры и глюкометры на проверку. К вашим услугам сервисный центр фирмы-производителя; его адрес и телефон указан на гарантии. Они же проверят прибор и заменят в случае брака, проконсультируют, как лучше использовать прибор, если покупателю недостаточно информации. Есть также горячие линии по всем вопросам, связанным с эксплуатацией.
Есть еще одна хорошая новость для покупателя: аптека возвращает товар в случае, если произошла ошибка по вине фармацевта (не врача, а именно работника аптеки) – например, выдан препарат в другой дозировке, чем указано в рецепте, не упомянув об этом, или неверно прочел название лекарства. Это тоже нужно доказать – иметь с собой рецепт и чек обязательно. Претензии типа «Я сказала одно, а мне дали другое» сложно доказать, если нет свидетелей разговора, так что будьте готовы к отказу. В таких случаях, если ошибка доказана, возврат осуществляется за счет работника.
Во всех прочих случаях лекарства возвращать нельзя. Это может и печально, но это факт.